Reuters

В споре по вопросу независимости Сербии и Черногории, как ожидается, будет поставлена точка. Центральная избирательная комиссия Черногории подтвердила в понедельник победу сторонников выхода этой республики из состава Сербии и Черногории. Соответствующий референдум состоялся в воскресенье.

По данным на вечер понедельника, на референдуме не подсчитаны около пяти процентов голосов. Поэтому объявление окончательных результатов голосования откладывается "до полной готовности", сообщил в Подгорице председатель республиканского комитета Франтишек Липка.

Конференция для прессы, на которой ожидалось оглашение итогов референдума, "отложена на неопределенный срок", сообщает ИТАР-ТАСС. Липка отметил, что, согласно предварительным данным, сторонники независимости Черногории победили на референдуме, набрав около 55,4% голосов. В то же время за сохранение государственного сообщества с Сербией проголосовали 44,6% граждан. Этого достаточно для преодоления установленного Европейским Союзом минимального порога в 55% для признания нового государства. В референдуме приняли участие 86,3% от 484718 граждан, включенных в списки для голосования.

Между тем представители блока за сохранение государственного сообщества Сербии и Черногории (СиЧ) требуют пересчета голосов. "Результаты референдума должны быть подвергнуты двойной проверке, голоса должны быть тщательным образом пересчитаны", - отмечается в заявлении руководства блока за сохранение СиЧ.

Председатель комиссии, словацкий дипломат Франтишек Липка заявил, что сторонники блока за независимость республики, возглавляемого премьер-министром Черногории Мило Джукановичем, получили 55,4% голосов. Этого достаточно для преодоления установленного Европейским Союзом минимального порога в 55% для признания нового государства.

- Премьер Черногории: даже родным братьям лучше жить каждому в своем доме
- Независимость Черногории: последствия для Балкан
- Приднестровье празднует независимость Черногории, надеясь воспользоваться ее примером
- Наше страноведение. Черная Гора на Адриатике
- Сербия и Черногория: теперь отдельно

Референдум по вопросу о будущем Черногории прошел в соответствии с нормами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совета Европы, а также прочими нормами, которые касаются демократических выборов. С таким заявлением выступили в понедельник в Подгорице представители международной наблюдательной миссии, следившие за ходом референдума, передает "Интерфакс".

"Жители Черногории организовали честный и прозрачный референдум, и население республики можно поздравить с тем, каким образом оно подошло к принятию этого исторического решения", - заявил глава миссии ОБСЕ в Черногории Невзат Ялджинташ. Всего под эгидой международной наблюдательной миссии в Подгорице работали 365 наблюдателей из 35 стран.

Между тем переговоры о будущих отношениях Сербии и Черногории могут начаться в ближайшее время. Черногорское руководство готово сесть за стол переговоров, сообщил журналистам премьер-министр Мило Джуканович. По его словам, в качестве платформы черногорская сторона предложит декларацию правительства Черногории, изданную накануне референдума. В ней гражданам Сербии в независимой Черногории были обещаны все права, кроме избирательного, сообщает "Эхо Москвы". Приоритетом политики Черногории станет интеграция в европейские структуры. Премьер пообещал, что для поездок граждан Сербии Черногория не станет требовать загранпаспорт.

Премьер-министр Мило Джукановичем, возглавляющий приверженцев независимости, поздно вечером еще в воскресенье объявил о победе своих сторонников. Обращаясь к своим сторонникам, он заявил, что после подсчета 99% бюллетеней за независимую Черногорию отдано на 45 тысяч больше голосов.

Как показывает черногорское телевидение, на улицах Подгорицы и других городов воодушевленные сторонники независимости уже зажигают фейерверки, празднуя результаты референдума.

Лидер политического блока за сохранения сообщества СиЧ, председатель Социалистической народной партии Предраг Булатович еще не признал поражение. Ранее он и призвал граждан Черногории к сдержанности и терпению. По информации, полученной с 20 избирательных участков, блок за сохранение сообщества СиЧ пока идет с преимуществом, в том числе и в Подгорице, добавил Предраг Булатович.

"Черногория раскололась на две половины, – сказал глава оппозиции Предраг Булатович, сторонник единения с Сербией. – После голосования мы должны помириться".

В СиЧ есть пост общего президента (имеющего, как и главы обеих республик, в основном представительские функции) и два совместных министерства - иностранных дел и обороны. В остальном же сербы и черногорцы вполне самостоятельны. Даже валюта у них разная: в Черногории заблаговременно отказались от динара и перешли на евро. На границе с Сербией существуют таможенные посты и взимаются пошлины. При пересечении границы, впрочем, пока не требуется загранпаспортов.

За ходом референдума следили около 3,4 тысячи местных и иностранных наблюдателей. К обеспечению безопасности были привлечены свыше 2 тысяч полицейских и сотрудников черногорской службы безопасности. Голосование прошло без значительных эксцессов.

Словацкий дипломат Милорад Лайчак, который по поручению главного дипломата ЕС Хавьера Соланы вместе с правительством и оппозицией готовил референдум, сказал, что предвыборная кампания прошла "не идиллически, но лучше, чем ожидалось". Зафиксированы лишь отдельные силовые инциденты. Правда, широкое распространение получили обвинения в подкупе избирателей и давлении на работников государственных учреждений, например сотрудников больниц и школ, пишет Süddeutsche Zeitung. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)

В Еврокомиссии, представители которой наблюдали за ходом голосования, приветствовали предварительные результаты референдума. В понедельник представитель Еврокомиссии Амадеу Тардио Алтафадж, выступая перед журналистами в Брюсселе, заявил: "Первые официальные результаты свидетельствуют о победе сторонников независимости".

Алтафадж напомнил, что ранее Еврокомиссия призвала все стороны принять результаты голосования, какими бы они ни были. "Еврокомиссия призывает партии и граждан Черногории сохранять единство и достичь консенсуса в отношении будущего республики на базе европейских ценностей и стандартов", - подчеркнул Алтафадж.

По его словам, в Еврокомиссии отмечают также высокий показатель активности среди участников референдума. "Это является важным фактом в плане легитимности голосования", - цитирует представителя Еврокомиссии, РИА "Новости".

Премьер Черногории: даже родным братьям лучше жить каждому в своем доме

Черногорская независимость - это шаг к тому, чтобы строить отношения с братской нам Сербией на здоровой основе, считает премьер-министр Черногории Мило Джуканович. Об этом он заявил в интервью, опубликованном в понедельник в "Коммерсанте" .

Говоря о причинах, побудивших Черногорию поставить вопрос о выходе из сообщества с Сербией, премьер сказал: "Если кратко - чтобы самой определять свою судьбу и больше не зависеть от решений, принятых кем-то другим. После распада СФРЮ Черногория попробовала создать новое совместное государство с Сербией. Однако, как показал опыт, равноправный союз двух республик, одна из которых в 15 раз больше другой, нереален. Сербия и Черногория слишком различаются, чтобы успешно развиваться в одном государстве. У нас разные валюты, налоговые системы, таможни. Каждая республика имеет собственную полицию, службу безопасности. Государственное сообщество Сербия и Черногория, созданное в 2002 году, существует, по сути, только на бумаге. И тем не менее в некоторых вопросах Черногория оказывается заложником Белграда: к примеру, из-за его отказа выдать Гаагскому трибуналу Ратко Младича Евросоюз наказал и Сербию, и Черногорию".

В то же время Мило Джуканович считает, что "даже родным братьям лучше жить каждому в своем доме. К тому же еще до референдума правительство Черногории специальной декларацией гарантировало гражданам Сербии все те же права, что имеют черногорские граждане, кроме одного - избирательного".

На вопрос о том, как скажется будущая независимость Черногории на отношениях с Россией, черногорский премьер ответил следующим образом: "Ничего сверхъестественного в наших отношениях с дружественной Россией не произойдет. И до сих пор, поддерживая отношения с сообществом Сербия и Черногория, Москва развивала интенсивные контакты и с Белградом, и с Подгорицей. Российский капитал активно участвует в черногорской приватизации. Число российских туристов в Черногории стремительно растет - в этом году их ожидается около 80 тысяч. Для россиян, как и для граждан ЕС, мы отменили визы. Политический диалог также находится на очень высоком уровне, о чем свидетельствуют и недавний визит к нам главы МИД РФ Сергея Лаврова, и моя встреча с президентом Владимиром Путиным в Кремле. Словом, Россия была, есть и будет одним из ключевых партнеров Черногории".

Независимость Черногории: последствия для Балкан

Провозглашение независимости Черногории означает последний этап распада бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия, начавшегося в 1991 году с отделения Словении и Хорватии, а затем – Боснии и Герцеговины и Македонии, пишет Le Temps.

В 1992 году на референдуме черногорцы высказались за то, чтобы их страна сохранила связь с республиками, которые хотели бы образовать новую федерацию. Единственной республикой, которую касался этот "выбор", была, естественно, Сербия, а сторонники независимости бойкотировали референдум.

Тесно связанная с Сербией во времена Слободана Милошевича, Черногория не скрывала своего стремления к независимости с конца 90-х годов. С 2000 года Европа выступала против такой перспективы: она долго опасалась, что независимость Черногории автоматически повлечет за собой независимость Косова, поскольку эта территория, находящаяся под протекторатом ООН, теоретически являлась частью Югославской Федерации, замененной в 2003 году Союзом Сербии и Черногории.

Черногорцы заявляли тогда, что они стали "заложниками" проблемы Косова. Теперь этот вопрос уже не стоит, поскольку осенью прошлого года в Вене начались переговоры по определению окончательного статуса Косова.

В этих условиях обретение независимости Черногорией не должно иметь прямых последствий для статуса Косова, несмотря на то что многие албанские руководители в Приштине с интересом следят за событиями в Подгорице, считая, что судьбы Косова и Черногории остаются взаимосвязаны.

Обретение независимости Черногорией является прежде всего тяжелым ударом для Сербии, и без того "оглушенной" замораживанием переговоров с Европейским союзом из-за промедления с арестом генерала Ратко Младича, которого по-прежнему ждет Международный трибунал по бывшей Югославии.

С отделением Черногории Сербия автоматически также станет независимой. Более того, она будет единственной законной наследницей бывшего единого государства.

В воскресенье либеральная группа G17+, которая уже давно заявляет, что разделение Черногории и Сербии будет предпочтительным вариантом для обеих республик, провела в нескольких кварталах символический и чисто консультативный референдум о независимости Сербии. Тем не менее, парадокс заключается в том, что официально мнением сербских избирателей о том, какую форму государства они бы предпочли, никто не поинтересуется.

Черногория надеется, что, став независимой, она сможет быстро возобновить переговоры с Европой, тогда как Сербия рискует впасть в глубокую стагнацию, и это может иметь опасные последствия для всего региона.

Крайне правые националисты сидят в засаде: по опросам, сербскую Радикальную партию поддерживает около 35% населения.

В то время как эта партия по-прежнему вынашивает планы создания "Великой Сербии", сербские национальное пространство продолжает сжиматься, хотя, по логике вещей, независимая Черногория сохранит добрые отношения с соседом.

Сербское правительство Воислава Коштуницы сделало выбор в пользу политики "чем хуже, тем лучше", открыто встав на сторону черногорской "унионистской" оппозиции и отказавшись провести до референдума дискуссию о перспективах отношений между Сербией и Черногорией. Между тем Белград и Подгорица вполне могут найти общий язык. Ибо для сербов потеря Черногории является стратегической катастрофой – последней в длинной цепочке катастроф: они утрачивают последний выход к морю, к небольшому участку Адриатики, остававшемуся для них единственным окном в мир. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)